Услуги
по охране труда и экологии. Разработка природохранной документации. Проектные работы
Аттестация рабочих мест
Каждый работодатель обязан обеспечить оптимальные условия труда работников, т.е. провести своевременно и в полном объеме аттестацию рабочих мест в соответствии с законодательством Республики Беларусь (Постановление Министерства труда и соц. защиты от 22.02.2008 № 35).
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА
Справочно: Непроведение нанимателем в установленные законодательством сроки аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, предоставление нанимателем в компетентные органы документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные данные влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин. (Закон Республики Беларусь № 31-3 от 28.12.2009 №98-3, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253.
Разработка документов системы охраны труда (СУОТ)
Оформление документов Аттестации рабочих мест в модуле электронной формы (МЭФ 2017 год)
Пунктом 31 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2014г. № 15 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253», установлено, что республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам обеспечить представление в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной организациями в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным названным постановлением, в электронном виде в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты, в том числе.
Разработка инструкций по охране труда
Инструкция по охране труда — локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг). Работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях. В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда. В инструкцию по охране труда не допускается включение отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации.
Работодатели, не наделенные правом принятия локальных нормативных правовых актов, руководствуются соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Статья 21 пункт 2.6
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
Проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Природопользователь обязан! провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок действия проекта по инвентаризации составляет пять лет с даты согласования проекта по инвентаризации в органах Минприроды. При появлении новых и реконструируемых источников выделения и выбросов природопользователь проводит инвентаризацию таких источников после выхода оборудования на проектную мощность, как правило, не позднее чем через год с даты ввода источников выделения и выбросов.
Разработка проектов нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ
от 16 декабря 2008г. № 2-3
Статья 21 пункт 2.1
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ, обязаны:
Разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ввод в эксплуатацию новых производств, в выбросах (сбросах) которых содержатся вещества с неустановленными ПДК, запрещен! Нормативы ПДВ устанавливаются соответственно на срок от 3 до 5 лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Минприроды.
Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ обеспечивается предприятиями-природопользователями.
Разработка паспортов газоочистных установок
Паспорта ГОУ, зарегистрированные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями до вступления в силу настоящего постановления действительны до 1 сентября 2009 года.
Разработка экологического паспорта
Экологический паспорт предприятия (ЭПП) предназначен для осуществления государственного контроля по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, комплексного учета используемых природных ресурсов, определения уровня влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду и соответствия уровня производства наилучшим доступным техническим методам, для подготовки заявления на выдачу комплексных природоохранных разрешений.
ЭПП разрабатывается для предприятий в целом или для цехов (производств, участков) отдельно на срок их эксплуатации.
Экологический паспорт предприятия разрабатывается в соответствии с инструкцией о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 7 июня 2013 г. №25, СТБ 17.01.00-01-2012 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологический паспорт предприятия. Основные положения» Государственный стандарт Республики Беларусь.
Разработка экологического паспорта предприятия включает несколько этапов:
1. Сбор исходных данных
Для сбора необходимой исходной информации Заказчик заполняет опросный лист, на основании которого производится анализ существующей ситуации на предприятии и составление Экологического паспорта.
2. Разработка Экологического паспорта предприятия
ЭПП в соответствии с СТБ 17.01.00-01-2012 ведется по следующим разделам:
– общие сведения о природопользователе;
– производственная характеристика природопользователя;
– охрана атмосферного воздуха;
– использование земельных ресурсов;
– водопотребление и водоотведение;
– обращение с отходами производства;
– сведения о транспорте предприятия;
– мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
– программа осуществления производственного аналитического контроля и (или) локального мониторинга в области охраны окружающей среды.
В конце ЭПП приводится картографический материал, который включает:
ситуационные карты-схемы расположения предприятия и его обособленных структурных подразделений
карты-схемы расположения источников выбросов загрязняющих веществ предприятия
карты-схемы объектов хранения и захоронения отходов производства
карты-схемы мест отбора проб почв, мест забора воды, мест выпуска сточных вод.
5. Инструкция по производственному экологическому контролю
Производственный контроль на предприятии включает в себя контроль за использованием:
- атмосферного воздуха (также озонового слоя)
- поверхностных и подземных вод
- лесов
- объектов растительного и животного мира
- недр
- особо охраняемых природных территорий
- типичных и редких природных ландшафтов
- за обращением с отходами
Разработка инструкции по осуществлению производственного экологического контроля
Инструкция по ПЭК разрабатывается на основании Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 октября 2013 г. N 52 «Об утверждении инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов».
Инструкция по ПЭК включает следующие обязательные разделы:
Организация производственного экологического контроля;
Объекты производственного экологического контроля;
Планирование и проведение производственного экологического контроля;
Планирование мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением;
Учет и отчетность в области охраны окружающей среды;
Снижение и ликвидация вредного воздействия на окружающую среду, связанного с угрозой загрязнения окружающей среды, в том числе в период технологических залповых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, неблагоприятных метеорологических условий, аварий, инцидентов;
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством.
Разработка инструкции по обращению с отходами производства
Обращение с отходами в организации осуществляется в соответствии со специальным документом — инструкцией по обращению с отходами производства. Организации, осуществляющие обращение с отходами, обязаны иметь инструкцию по обращению с отходами производства и соблюдать ее требования в соответствии с Законом N 271-З «Об обращении с отходами».
Порядок разработки и утверждения инструкции установлен Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной Постановлением Минприроды РБ от 22.10.2010 N 45.
Инструкция разрабатывается для юридического лица в целом или для каждого обособленного подразделения юридического лица, имеющего отдельный баланс. Разработанная инструкция подлежит согласованию с территориальными органами Минприроды. Для согласования инструкции необходимо написать заявление (фактически — сопроводительное письмо в орган согласования в виде заявления) и текст инструкции. После согласования инструкции необходимо издать приказ о назначении работников, ответственных за обращение с отходами в организации.
Все вышесказанное необходимо для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства, которое дает право собственнику отходов (уполномоченному лицу) заключить договор захоронения (хранения) отходов и вывозить отходы на захоронение (передавать на хранение).
Для получения разрешений заявитель представляет в органы Минприроды следующие документы:
заявку на захоронение отходов производства согласно и (или) заявку на хранение отходов производства;
расчет годового количества образования отходов производства на основе нормативов образования отходов производства;
акт инвентаризации отходов производства;
копию инструкции по обращению с отходами производства.
Проведение инвентаризации отходов
В результате производственной/предпринимательской деятельности любой организации образуются отходы, то есть вещества или предметы, не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Отходы, образующиеся в результате экономической деятельности организации, подлежат сбору, хранению и передаче на использование, обезвреживание, захоронение.
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. №271-З «Об обращении с отходами» определяет правовые основы обращения с отходами. Организация, осуществляющая обращение с отходами производства, обязана проводить инвентаризацию отходов производства не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года.
Порядок проведения инвентаризации отходов установлен инструкцией о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17.
Инвентаризация отходов позволяет определить:
перечень образующихся отходов и затем установить наименования и коды образующихся отходов согласно классификатору отходов;
источники образования отходов — структурные подразделения и технологические процессы организации, в которых образуются отходы;
перечень отходов, направляемых на захоронение, обезвреживание, использование;
годовое количество образования отходов;
расчетные нормативы образования отходов.
Для целей инвентаризации используются следующие сведения:
информация о видах деятельности организации;
учетные данные (книги первичного и общего учета отходов, форма государственной статистической отчетности 2-ос (отходы), данные бухгалтерского учета о поступлении отходов от сторонних организаций, договоры на передачу отходов производства сторонним организациям, акты выполненных работ, сопроводительные паспорта перевозки отходов производства) и иные документы, свидетельствующие об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов производства;
план-схема расположения зданий и сооружений организации;
технологические карты производственных процессов;
сведения о потреблении и свойствах всех видов сырья, вспомогательных материалов, веществ и препаратов, которые используются (планируется использовать) в технологических процессах;
иная информация, содержащая сведения о режимах работы оборудования, объемах и составе сырья и материалов, применяемых для получения продукции, объемах образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства;
материалы последней инвентаризации отходов производства.
Акт инвентаризации отходов производства состоит из:
титульного листа;
сведений по результатам инвентаризации, оформленных по форме;
перечня мероприятий по учету отходов, определению их качественных и количественных показателей, разработке нормативов образования отходов производства.
Акт инвентаризации отходов производства подписывается председателем и членами комиссии по проведению инвентаризации, утверждается руководителем организации.
Результаты инвентаризации применяются при:
разработке инструкции по обращению с отходами производства и организации учета отходов;
подготовке документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения;
расчетах лимитов хранения и захоронения отходов производства;
согласовании и утверждении нормативов образования отходов производства;
ведении государственной статистической отчетности об отходах.
Под нормативами образования отходов производства понимается предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги.
Разработка и согласование нормативов образования отходов производства регулируются Положением о порядке согласования и утверждения нормативов образования отходов производства, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104.
Нормативы образования отходов разрабатываются на основе сведений, полученных при инвентаризации отходов производства (как правило, результаты замеров образования отходов за определенный период времени), технологических регламентов, удельных норм расходов сырья и материалов, материально-сырьевого баланса и иной нормативно-технической и технологической документации, а также технических нормативных правовых актов, регламентирующих производство продукции, тепловой и (или) электрической энергии, выполнение работ или оказание услуг.
Норматив образования отходов разрабатывается и утверждается производителем отходов производства (либо разработчиком) по форме, устанавливаемой Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Проект санитарнозащитной зоны предприятия
– Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 N 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
– Требованиями к организации санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 мая 2014 г. № 35.
– Инструкцией по применению «Гигиенические требования к составу проекта санитарно-защитной зоны», утвержденной заместителем Министра Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 24.12.2010 г. N.120/1210.
Санитарно-защитная зона (далее – СЗЗ) – территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает достаточный уровень безопасности здоровья населения от вредного воздействия (химического, биологического, физического) объектов на ее границе и за ней. Для действующих предприятий проект «Организация санитарно-защитной зоны» является обязательным документом. Для вновь строящихся или реконструируемых объектов проект СЗЗ представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию) предприятия.
Установление размеров расчетной СЗЗ проектируемых объектов проводится при наличии проектов СЗЗ с расчетами рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, уровней физического воздействия, с оценкой риска здоровью населения воздействия объекта. Изменение размера СЗЗ действующих, реконструируемых и проектируемых объектов должно сопровождаться разработкой соответствующего проекта СЗЗ с обоснованием этих изменений. Для действующих объектов установленный размер СЗЗ уменьшается в следующих случаях:
– достижения уровней химического, биологического загрязнения и физических воздействий до величины гигиенических нормативов на границе СЗЗ, подтвержденных результатами аналитического (лабораторного) контроля;
– достижения минимального риска здоровью населения, подтвержденного результатами исследований;
– уменьшения мощности предприятия, реконструкции и модернизации объектов со снижением объемов выбросов загрязняющих веществ и значений приземных концентраций, создаваемых этими выбросами.
Состав проекта санитарно-защитной зоны включает следующие разделы:
1. Общая часть с описанием краткой характеристики физико-географических условий района и площади строительства, общих данных по предприятию и размеров базовой санитарно-защитной зоны предприятия.
2. Расчет санитарно-защитной зоны по фактору загрязнения атмосферного воздуха.
3. Расчет размера санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия.
4. Расчет санитарно-защитной зоны по прочим факторам негативного воздействия.
5. Анализ водопотребления и водоотведения.
6. Образование производственных отходов.
7. Мероприятия по снижению негативного воздействия на среду обитания.
8. Обоснование границ санитарно-защитной зоны по совокупности показателей.
9. Мероприятия по планировочной организации, благоустройству и озеленению свободной территории санитарно-защитной зоны.
10. Режим использования территории санитарно-защитной зоны.
Проект бурения (капитального ремонта) артскважины
Разрабатывается для сооружения артезианских скважин, предназначенных для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения предприятий, ферм, поселков, городов. В данном проекте обосновывается выбор эксплуатируемого горизонта, его гидродинамические параметры и расчет изменения их во время эксплуатации. Производится расчет необходимых материалов для производства работ, а также определяется состав работ на сооружение или капитальный ремонт скважины.
Данный проект требует согласования с государственной строительной экспертизой.
Проект зон санитарной охраны артезианской скважины
Разрабатывается для существующих и сооружаемых скважин. Основной задачей проектного решения является расчет зон санитарной охраны, обоснование защищенности эксплуатируемого водоносного горизонта от поверхностного загрязнения в пределах рассчитанных зон санитарной охраны, а также составление плана санитарно-технических мероприятий.
Данный проект требует согласования центром гигиены и эпидемиологии, а также утверждается решением исполнительного комитета.
Проект ЗСО необходимо разработать и утвердить до составления проекта обоснования границ горного отвода.
Проект обоснования границ горного отвода артезианской скважины
Данный проект необходим для определения и обоснования защищенности подземных вод, а также их рационального использования. Разрабатывается как на существующие, так и на сооружаемые скважины. Необходим для получения разрешения на право пользования недрами для добычи полезных ископаемых.
Проект согласовывается местным исполнительным органом с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Проект ликвидационного тампонажа артезианской скважины
Данное проектное решение требуется для проведения работ по ликвидационному тампонажу артезианских скважин непригодных по техническим причинам для эксплуатации, из-за ухудшения качества или уменьшения количества подземных вод, а также если эксплуатация скважины экономически нецелесообразна.
В проекте указан состав работ по ликвидационному тампонажу, производится расчет необходимых материалов и оборудования.
Проект ликвидационного тампонажа согласовывается с областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Проект консервации артезианской скважины
Проект разрабатывается при появлении необходимости в консервации неэксплуатируемой или временно неэксплуатируемой скважины.
В проекте аргументируется необходимость проведения комплекса работ по консервации горной выработки, а также прописаны основной комплекс мероприятий после завершения работ по бурению скважины и до начала ее эксплуатации после проведения работ по консервации.
Проект согласовывается с центром гигиены и эпидемиологии.
Проект производства работ на сооружение артскважины
Проект производства работ (ППР) необходимо иметь на каждой строительной площадке для допуска к производству работ. Составленные технологические карты могут разъяснить процесс производства работ для конкретного участка времени.